Ан-Ну'ман бин Сабит бин аль-Марзубан принадлежал к
знатной персидской семье и родился в столице Афганистана Кабуле. Его дед
аль-Марзубан принял Ислам в период правления Умара, да будет доволен им Аллах,
и перебрался на жительство в Куфу.
Согласно наиболее распространенному мнению, Абу Ханифа
родился в Куфе в 80 году хиджры.
Имам Абу Ханифа воспитывался в Куфе в богатой,
благочестивой и знатной семье и, скорее всего, был единственным сыном у своих
родителей. Его отец торговал шелком в своей лавке в Куфе, которая перешла по
наследству к сыну после его смерти.
Абу Ханифа еще в детстве выучил наизусть Коран. Скорее
всего, он не учился ни у кого из улемов, а сидел в лавке своего отца, пока не
повстречался с Аш-Ша'би, улемом из числа последователей. Эта встреча открыла
имаму, да помилует его Аллах Всевышний, путь к великому благу. Когда ему
исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Мекку и Медину для
совершения Хаджжа.
Постижение наук началось
для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в
заблуждение. С этой целью он более двадцати семи раз приезжал в Басру, где вел
споры, защищая Шариат от всего сомнительного, и того, с чем хотели его связать
заблудшие. Это продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не приобрел большую
известность, хотя было ему всего лишь двадцать лет. С этого времени в мечети
Куфы стал собираться кружок его учеников, которые занимались изучением таких
наук. Потом имам занялся изучением фикха у шейха Хаммада бин Абу Сулеймана.
Благодаря своей памяти и воспитанности он превзошел сверстников и тех, кто
присоединился к кружку шейха раньше него, благодаря чему шейх приблизил его к
себе и стал сажать Абу Ханифу в центр круга.
Его отношение к шейху было достойно удивления. Так,
например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот не выходил на
молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему
вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал
ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не потягивал ноги в сторону
дома своего шейха Хаммада. Когда же Абу Ханифа молился, то обращался к Аллаху с
мольбами за своего шейха и его родителей.
В таком положении он провел восемнадцать лет, вплоть до
самой смерти Хаммада, да помилует его Аллах Всевышний, а после его смерти
ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу
Ханифа, и дальше они будут учиться у него. Таким образом он стал лучшим
преемником прекрасного предшественника.
Аллах Всевышний почтил имама еще тем, что по Его воле у
Абу Ханифы были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и
разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех
случаях, когда он был близок к их совершению.
В жизнеописании Йахйи бин Закарии бин абу Заида,
которое приводится в книге шейха 'Абд аль-Кадыра аль-Кураши под названием
"Аль джауахир аль-Мудийа", сообщается. что Асад бин аль-Фурат сказал:
"Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось сорок
человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд
ат-Та'и, Асад бин Амр, Йусуф бин Халид ас-Самти и Йахйа бин Закарийа, шейх
Ахмад аль Макки аль-Харезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из
числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый их которых
являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы,
передававшиеся имамом в разных краях Земли.
Передают со слов ас-Саймари, что кади Шурайх сказал:
"Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал
вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал
никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства
и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил:
"Познав дозволенное и запретное, ты обрел самое большое богатство".
Он отличался большим умом и мало спорил с ними. Абу Йусуф рассказывал:
- Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было
мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришел мой отец и сказал:
"О, сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в
нем!" - и тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знаний
так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а когда
увидел меня, спросил: "Что заставило тебя покинуть нас?" Я ответил:
"Поиски заработка", а когда люди вернулись, и я хотел уйти, он дал
мне кошелек с сотней дирхемов и сказал: "Расходуй эти деньги, а когда они
закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок".
Через некоторое время он дал мне еще сто дирхемов, и
каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне еще сто дирхемов, будто ему
сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ему ничего не говорил. Так
продолжалось до тех пор, пока я не узнал все, к познанию чего стремился. Да
будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!
Имам Абу Ханифа был смугловатым человеком, выше
среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел
длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый
голос, был красноречив и часто пользовался благовониями. Он отличался крайней
худобой, ибо из-за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на
костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.
Абу Ханифа относился к числу улемов трех первых веков
существования Ислама, который посланник Аллаха назвал наилучшими, и поэтому
неудивительно, что он относился к числу достойнейших наших предшественников,
если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.
Что касается его поклонения, то сообщается, что Хафс
бин 'Абд ар-Рахман сказал: "Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой
в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и
ежедневно раздавал милостыню.
Аль- Мууаффак передал, что Букайр бин Ма'руф сказал:
"Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествия, ни тогда,
когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало
что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека,
который отличался бы большим рвением, чем он! Днем соблюдал пост, а ночью
молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из
повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что
им было трудно понять.
Йахйа бин Са'ид аль-Каттан сказал: "Мы проводили
время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него,
по лицу его мне было видно, что он боится Всемогущего и Великого Аллаха".
Аль-Муаффак передал, что Мис'ар бин Кудам сказал:
"Однажды, когда я шел по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил
на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: "О, шейх, разве не боишься
ты воздаяния равным в День воскресения?" и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился
чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришел в себя, сказал ему: "О,
Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!" - на
что он ответил: "Я боюсь, что эти слова были внушены ему".
О достоинствах имама свидетельствует то, что когда умер
его отец Сабит, оставивший ему сто тысяч дирхемов, не считая имущества, он все
израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а на себя лично он тратил
только по два дирхема в месяц.
Мазхаб (богословско-правовая школа) имама Абу Ханифы
распространился из Куфы по территории Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана,
Индии, Китая, Японии, Туркестана, Шама, Египта, Магъриба и Андалусии. Получил
распространение также и на территории всей Европы, а именно на Кавказе, в
Крыму, в Польше, Румынии, Болгарии, Австрии, Турции, Греции, Югославии и
Албании. Отдельные положения ханафитского мазхаба и ныне используются при
вынесении фатв и в делах судопроизводства в Египте, Сирии, Иордании, Ираке,
Ливане и других странах.
Абу Йусуф сказал: "Абу Ханифа, да помилует его
Аллах, скончался в середине месяца шаууаль 150 года хиджры.
Абу Хаййан аз-Зийади сказал: "Дошло до меня, что,
когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, во
время которого душа его покинула тело". Сообщается, что проводить имама в
последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало
пятидесяти тысяч".
Да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен
им, и да возвысит Он его в Раю под знаменем Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, вместе с пророками, правдивейшими, павшими за веру, и
праведниками!
Салих Абд ар-Рауф.
(Составлено по книге Уахби Сулеймана Гауиджи)